ВМС США планируют в 2025 году вооружить эсминцы типа «Замвольт» гиперзвуковыми ракетами

МОСКВА, 2 ноября. /СТАТУС-АРМС/. Командование ВМС США планирует оснастить эсминцы УРО типа DDG-1000 «Замвольт» (Zumwalt) гиперзвуковым оружием в 2025 году, а ударные атомные подводные лодки типа «Вирджиния» (Virginia) — в 2029 году. Об этом со ссылкой на главу управления программ стратегических систем американских ВМС вице-адмирала Джонни Вулфа сообщил еженедельник «Дифенс Ньюс» (Defense News).
По словам Вулфа, «время не на нашей стороне», а в планах ВМС завершить разработку гиперзвуковых ракет одновременно с Сухопутными войсками (СВ) к 2023 году. После этого необходимо будет спроектировать и протестировать механизм интеграции ракеты с эсминцем типа «Замвольт», и успеть сделать это нужно до того, как в 2025 году начнется плановый период обслуживания корабля. В ходе него эсминец и должен получить гиперзвуковое оружие.
Одновременно с этим инженерам нужно проработать физические принципы пуска гиперзвуковой ракеты из подводного положения с перспективой в 2029 году вооружить такими ракетами АПЛ типа «Вирджиния». Ранее командование ВМС США заявляло, что это должно было произойти в 2028 году. Перенос сроков, как отметили на флоте, вызван задержкой в плановой сдаче первой субмарины серии «Аризона» (Arizona), переоборудованной под вооружение крупнокалиберных ракет, а не трудностями в разработке самого вооружения.
По словам Вулфа, ВМС и СВ в целом укладываются в график и все идет к тому, что в 2023 году армия получит свое гиперзвуковое оружие. Он отметил, что воодушевлен теми знаниями в области гиперзвуковых систем, которые оба вида войск получили за столь короткое время, даже несмотря на два не вполне удавшихся испытания гиперзвуковых ракет за последний год.
По мнению вице-адмирала, говорить об успехе или провале в данном случае сложно, поскольку это вопрос точки зрения. ВМС и СВ поставили слишком труднодостижимые цели для испытательных образцов гиперзвуковых ракет, поэтому, даже если их характеристики полностью не соответствуют ожидаемым, инженеры учатся и приобретают новый опыт гораздо быстрее, чем это было бы при стандартной процедуре разработки и испытаний.
Так, в ходе первого совместного летного испытания гиперзвуковых систем JFC-1 (Joint Flight Campaign-1), состоявшегося в июне текущего года, проверку проходил новый ракетный ускоритель ВМС США. Командования обоих видов войск посчитали нужным установить на него гиперзвуковой летательный аппарат (ГЛА), который к тому времени уже зарекомендовал себя в ходе предыдущих испытний.
Как подчеркнул Вулф, разгонщик отработал в штатном режиме: обе его ступени успешно активировались в нужный момент. Однако в целом опытное изделие не достигло назначенной цели из-за непредвиденной проблемы с интеграцией компонентов. «В течение семи недель после этого полета мы установили причину, внесли соответствующие коррективы и теперь готовы к новому испытанию», — сказал вице-адмирал.
Он также упомянул о третьем летном испытании FT-3 (Flight Test-3), проведенном СВ в октябре 2021 года. Его целью было получение дополнительных данных в области испытаний гиперзвуковой системы.
В ходе проверки СВ решили установить ГЛА на старый разгонщик, однако во время полета у него возникли неполадки и испытание провалилось. В то же время СВ почерпнули многое из этой неудачи, что способствовало ускоренному развитию программы.
Сухопутные войска намерены провести первые боевые испытания своей гиперзвуковой ракеты в следующем году при помощи наземных установок, используя метод пуска с работающим двигателем. Таким образом, запуск двигателя ракеты произойдет в момент запуска, что создаст раскаленное облако истекающих продуктов сгорания прямо у земной поверхности.
Поскольку такой метод не подходит для кораблей ВМС, ключевым усилием флота до наступления 2025 года станет отработка альтернативного способа пуска гиперзвуковой ракеты с запуском ее двигателя уже в воздухе, после старта с борта эсминца «Замвольт». Согласно этому методу, ракета выбрасывается из пусковой шахты сжатым воздухом на такую высоту, которой достаточно для запуска двигателя без нанесения ущерба кораблю.
Пуск из подводного положения еще более сложен, поскольку ракета должна покинуть пусковую шахту субмарины, преодолеть водную толщу, взлететь в воздух, после чего должен произойти запуск двигателя. Для отработки процесса подводного пуска необходим новый испытательный центр, который в настоящий момент строится в Крейне (шт. Индиана).
Вице-адмирал отметил, что схожий принцип сейчас применяется ПЛАРБ для пуска баллистических ракет «Трайдент» (Trident), а также крылатых ракет «Томагавк» (Tomahawk) ударными подводными лодками. Таким образом, применяемые методы подводного пуска уже отработаны и необходимо их адаптировать под гиперзвуковое оружие.
Кроме того, командованию ВМС предстоит совместить систему боевого управления гиперзвуковой ракетой, принимаемой на вооружение СВ США, с боевыми системами эсминцев типа «Замвольт» и АПЛ типа «Вирджиния». По словам Вулфа, этому будет посвящено одно из испытаний, запланированных на 2023 год. В ходе него специалисты должны понять, возможна ли интеграция этих двух систем, или же гиперзвуковое оружие флота все же останется независимым.