Торпеды для самолетов P-8A «Посейдон» достигли начальной боеготовности

28.11.2022 // 17:27ТегиНовости
Самолет P-8A «Посейдон» / Фото ВМС США

МОСКВА, 28 ноября. /СТАТУС-АРМС/. Комплект для запуска легких торпед с самолета морского патрулирования P-8A «Посейдон» (Poseidon), разработанный по программе HAAWC (High Altitude Anti-Submarine Warfare Weapon Capability), достиг начальной боеготовности. Об этом сообщили ВМС США.

Как сообщила в своем пресс-релизе американская корпорация «Боинг» (Boeing), создавшая систему, с производителем торпед уже заключен контракт на сумму в 25,6 млн долларов на серийное производство. Согласно «Боинг», сделка была заключена еще в августе. До этого ВМС получили ограниченную партию комплектов HAAWC, а военнослужащие прошли соответствующее обучение их применению.

Предполагается, что произведенные серийно комплекты будут поступать на флот вплоть до сентября 2024 года. Опцион, включенный в условия контракта, предполагает возможность продления сроков производства данного оборудования до 2030 года и увеличения общей стоимости готовой продукции до 121,5 млн долларов.

Система HAAWC представляет собой всепогодную систему с крылатым модулем MK 14 MOD 0 типа ALA (Air Launch Accessory) для обеспечения пуска в воздухе, который надевается на легкую торпеду Mk 54. Применение модуля превращает торпеду в высокоточный планирующий боеприпас большой дальности действия, способный атаковать надводные корабли и подводные лодки противника.

Подобную крылатую торпеду можно запускать с борта самолета «Посейдон», летящего со скоростью ниже или близкой к крейсерской. Боеприпас снижается с рабочей высоты самолета как можно ближе к водной поверхности, после чего комплект отсоединяется от торпеды и она, приводнившись с помощью парашюта, продолжает следовать заданным курсом уже под водой.

Крылатый адаптер создан на основе соответствующего элемента конструкции крылатой ракеты AGM-84H/K типа SLAM-ER (Standoff Land Attack Missile-Expanded Response), также разработанной «Боинг». Она предназначена для атаки наземных целей и запускается в воздухе за пределами объектовой зоны ПВО противника.

Помимо того, что система позволяет запускать торпеды в воздухе при помощи самолета, она также повышает точность наведения боеприпаса за счет встроенного модуля спутниковой навигационной системы GPS и инерциальной навигации. Аналогичное оборудование применяется в высокоточных авиабомбах JDAM (Joint Direct Attack Munition). Кроме того, технология HAAWC снижает нагрузку на фюзеляж P-8A, которому необязательно спускаться со своей рабочей высоты, для того чтобы запустить крылатую торпеду.

Точный показатель максимальной дальности полета крылатой торпеды HAAWC неизвестен. Однако командование ВМС США ранее заявляло о том, что такая система должна обеспечить планирование боеприпаса на дальность немногим более 32 км.

Ранее компания «Боинг» указывала, что комплект крыла, разработанный для авиабомб JDAM калибра 220 кг, обеспечивал дальность полета этих боеприпасов 64 км. Дальность планирования для комплекта HAAWC может быть несколько меньше, поскольку масса торпеды Mk 54 на 50 кг больше, чем у JDAM. Хотя, как утверждают специалисты, окончательные характеристики будут зависеть от ряда других факторов, в том числе высоты, с которой запускается торпеда.

Комплект HAAWC имеет в своем составе канал связи, с помощью которого можно изменять данные целеуказания для торпеды после пуска. Применительно к борьбе с субмаринами это может быть большим преимуществом, поскольку само по себе обнаружение подводных целей связано с рядом технических трудностей. В их числе потеря сигнала от подводной лодки, резкое изменение ею направления движения, внезапное появление других, более приоритетных целей и т. д.

Хвостовой отсек для вооружений самолета P-8A способен вместить до пяти противолодочных боеприпасов типа HAAWC. ВМС США планируют в 2023 финансовом году закупить 44 комплекта HAAWC на общую сумму 8,3 млн долларов.