«Русский беспилотник» планирует поставить 12 тысяч FPV-дронов в зону СВО

МОСКВА, 5 мая. /СТАТУС-АРМС/. Объединение «Русский беспилотник», базирующееся в Ростове-на-Дону, планирует поставить 12 тысяч FPV-дронов (first-person view, «вид от оператора») «Владлен Татарский» в зону спецоперации.
«Дрон используется в зоне СВО с конца сентября, массово начал применяться с нового года. Первое название, ПВХ-1, изделию придумал Владлен. После того, как его не стало, было принято решение дать название дрону „Владлен Татарский“. Макс Фомин внес большой вклад в популяризацию нашего дрона. За эти месяцы мы поставили порядка 1000 дронов в зону СВО, сейчас идет работа над созданием еще 12 тысяч дронов. Аппараты сейчас делаются и каждую неделю отгружаются для поставок на фронт», — сообщили агентству ТАСС в объединении.
В ближайшем будущем «Русский беспилотник» планирует нарастить темпы производства. «Сейчас запчасти начинают приходить более активно. Если все получится с нашими оборонными предприятиями, то темпы производства будут составлять 1000 единиц в неделю. Такого в России сейчас не делает ни один концерн, к сожалению», — добавили в объединении. По словам собеседника агентства, в настоящее время дроны-камикадзе «Владлен Татарский» применяются в различных подразделениях, участвующих в спецоперации. В их числе артиллерийские подразделения, инженерные войска, ВДВ, морпехи.
Полезная нагрузка аппарата составляет 3 кг. «Это девятидюймовый дрон, который спокойно несет боеприпас от „Ланцета“. Можно сказать, что наш дрон — это такой карманный „Ланцет“. Дальность полета — 7-8 км. Это та дальность, на которой находится бронетехника противника, танки, БМП, минометные расчеты и вся остальная техника, включая различные пикапы», — подчеркнули в «Русском беспилотнике».
В настоящее время разработчики занимаются созданием дрона-разведчика на базе платформы «Владлен Татарский». «Это будет полный аналог дрона Mavic 3. Только Mavic стоит 220 тыс. рублей, а себестоимость нашего изделия — в районе 100-110 тыс. рублей Дрон будет помехозащищенным, со своими каналами связи и управления. Планируем также поставлять его в подразделения для работы с дронами-камикадзе», — сообщили в объединении.
В «Русском беспилотнике» также рассказали, что в будущем может быть разработан специальный боеприпас для дрона «Владлен Татарский». «Все боеприпасы, которые сейчас используются, самодельные, либо инженерные, чуть переделанные для полетов. Один из наших оборонных концернов сделал готовый боеприпас для дрона. Наш дрон — единственный, который этот боеприпас несет на дальнее расстояние. В дальнейшем прорабатываем с коллегами создание боеприпаса именно для нашего дрона, потому что масса полезной нагрузки аппарата будет увеличиваться до 3,5-4 кг», — подчеркнули в объединении.
Общая масса дрона с боеприпасом составляет до 5 кг, а максимальная скорость полета достигает 200 км/ч.
Необходимо отметить, что FPV-дроны также применяются ВСУ. Как сообщает украинский портал «Дифенс Экспресс», FPV-дрон в последнее время стал фактически новым видом вооружения, применяемым украинскими бойцами на постоянной основе, поражая живую силу и технику противника. Ежедневно, как подчеркивает портал, появляются многочисленные видеоподтверждения результативности применения FPV-дронов. На их фоне создается впечатление, что FPV-дрон является уникальным дешевым оружием, поскольку за относительно небольшую цену этот аппарат, собранный из гражданских комплектующих и оснащенный небольшой боевой частью можно превратить в высокоточное средство уничтожения противника, которое позволяет проводить доразведку, перенацеливаться и поражать движущиеся цели и т.д. Более того, сформировался определенный миф применения FPV-дронов, в связи с чем «Дифенс Экспресс» попросил руководителя Центра подготовки операторов БЛА Виктора Тарана рассказать о некоторых аспектах появления, подготовки и реального боевого применения этих аппаратов.
"В общем, FPV-дроны начали использовать не от хорошей жизни. Да, они дешевы, их возможно за короткое время сделать большое количество, но когда речь идет о "дешевизне", то это все равно ценовой предел, начиная от 600-700 долларов, если говорить о должном качестве. А если говорить о лучших образцах, то это около 1000 долларов, что конечно вдвое дешевле условного дрона Mavic», - сообщил Таран.
По его словам, также не нужно преувеличивать возможности дронов, потому что когда мы говорим о FPV-дроне, то его боевая часть составляет примерно 1 кг. То есть, если сравнивать FPV-дрон и ПТРК, то вывести из строя танк дроном-камикадзе в разы сложнее противотанковой управляемой ракеты. «Да, конечно возможно влететь в люк, но это совсем не массовая история и, объективно, эффективное поражение танка FPV-дроном требует сочетания сразу целого ряда факторов», - подчеркнул украинский специалист.
По его мнению, FPV-дроны более эффективно использовать для поражения живой силы противника, например, залететь на командно-наблюдательный пункт или позиции артиллерии, уничтожить огневую точку и т.д. «А вот истории по уничтожению FPV-дроном таких объектов, как, например, тяжелая огневая система (ТОС) "Солнцепек", это действительно яркий, но уникальный случай, когда "сошлись звезды", - отметил Таран.
В то же время FPV-дроны несколько устойчивее против средств РЭБ, так как есть возможность настроить частоты управления и передачи изображения в более широком диапазоне, использовать не цифровую, а аналоговую передачу видео, т.е. FPV-дроны более гибкие, чем гражданские квадрокоптеры.
«Однако управлять FPV-дроном гораздо сложнее. Если базовый курс подготовки к применению квадрокоптера типа Mavic составляет пять дней, то овладеть FPV-дроном – это минимум две недели, а лучше три. И это минимум. Кроме того, к оператору предъявляются более жесткие требования относительно скорости реакции, моторики пальцев и даже прочности вестибулярного аппарата, потому что некоторых операторов просто укачивает. То есть те, кого укачивает во время езды на автомобиле, точно не смогут управлять дроном через FPV-очки», - подчеркнул Таран.
«По статистике, курс управления квадрокоптером в нашем центре подготовки успешно завершают 90-95% обучающихся, а FPV-дроном – 60-70%. При этом молодое поколение, выросшее на компьютерных играх, овладевает такими дронами гораздо эффективнее», - отметил он.
«Ибо есть понимание, что такое пинг, контроллер дрона, есть умение видеть на двухмерной картинке (2D-картинке) глубину объектов, лучше ориентироваться при резком изменении количества кадров. Ну, и конечно, скорость реакции, а также потребность действительно виртуозного управления, потому что речь идет о безумных скоростях и конечном участке полета для FPV-дрона - это секунды, во время которых нужно им управлять "руками" для поражения объекта", - подчеркнул руководитель украинского Центра подготовки операторов БЛА.