Модульный барражирующий боеприпас SpyX создан компанией BlueBird Aero Systems

МОСКВА, 13 июля. /СТАТУС-АРМС/. Израильская компания «БлуБёрд Аэро Системз» (BlueBird Aero Systems), специализирующаяся на беспилотных авиационных системах (БАС), представила на недавно прошедшем салоне Ле-Бурже – 2023 свой новый барражирующий боеприпас SpyX.
Для разработки своего нового барражирующего боеприпаса SpyX компания «БлуБёрд Аэро Системз» активно использовала наработки по свои БАС. По данным компании, 80% конструкции боеприпас созданы на основе существующих планеров, в то время как только 20% были специально разработаны для SpyX.
Архитектура SpyX очень похожа на архитектуру обычной БАС с цилиндрическим корпусом, в передней части которой расположены датчики и боевая часть, а сзади находятся аккумуляторная батарея и электродвигатель, который приводит в действие двухлопастной воздушный винт. Боеприпас SpyX имеет длину 1,4 метра, размах крыла 2 метра, размах хвостовых стабилизаторов 0,5 м. Высокорасположенное крыло быстро крепится к фюзеляжу с помощью всего трех винтов. Хвостовое оперение Х-образной формы улучшает управляемость на больших углах атаки. При взлетной массе 10 кг SpyX несет боевую часть массой 2,5 кг и может выполнять полет в течение до 1,5 ч на дальность до 50 км.
По заявлению компании-разработчика, скорость боеприпаса при атаке цели составляет до 250 км/ч, круговое вероятное отклонение (КВО) менее 1 м.
Система управляется расчетом из двух человек, одним техником и одним оператором, время развертывания составляет около 10 минут. Расчет открывает носовую часть SpyX, вставляет боевую часть требуемого типа, а затем блок датчиков, а сзади устанавливает батарею. Модульная конструкция обеспечивает достаточную защиту и безопасность боевых частей, которые хранятся отдельно до момента применения, а сами планеры могут храниться в стандартной укладе, что также решает многие проблемы транспортировки. После подготовки к запуску SpyX устанавливается на пневматическую катапульту.
В корпус барражирующего боеприпаса могут вставляться БЧ двух типов: противотанковая для поражения бронетехники или осколочно-фугасная для поражения личного состава и легкой бронетехники. Подрыв БЧ обеспечивается неконтактным, контактным или взрывателем замедленного действия.
Очень простая в эксплуатации наземная станция управления (НСУ) представлена в виде защищенного ноутбука и связана с комплексом связи, включающим канал передачи данных на дальность до 50 км и антенны. НСУ унифицирована с другими системами разработки «БлуБёрд». В настоящее время НСУ может управлять одним боеприпасом, однако в будущем компания рассматривает возможность управления несколькими боеприпасами с одной станции.
Боевая часть вставляется в фюзеляж в последний момент, и оператор может выбирать между двумя различными решениями в зависимости от типа цели. Для противотанковых задач имеется противотанковая боевая часть на основе кумулятивного заряда, способная пробить более 500 мм катаной гомогенной брони. Что касается противопехотных задач, то осколочно-фугасная боевая часть обеспечивает хорошую летальность как против пехоты на открытой местности, так и против легкобронированной техники. Обе боевые части производятся другой компанией по проекту «БлуБёрд», которая сама не занимается производством взрывных устройств.
Благодаря большой продолжительности полета SpyX может некоторое время барражировать в режиме ожидания до момента определения перед атакой наиболее ценной цели, но он также может работать в тандеме с обычным БЛА вертикального взлета и посадки (ВВП), который будет обеспечивать целеуказание. Блок датчиков включает камеру переднего обзора, оптико-электронную аппаратуру дневного и ночного действия в карданном подвесе. В состав этой аппаратуры входит дневная камера и неохлаждаемый тепловизор, лидар и контактный взрыватель. Оператор в контуре управления должен проверить цель до атаки, поскольку система слежения на основе искусственного интеллекта позволяет SpyX автономно наводиться на цель. При этом оператор может прервать выполнение боевой задачи, если ситуация изменится. Программное обеспечение системы управления предоставляет оператору обратный отсчет времени до отмены боевой задачи, а также информирует о заряде батареи, доступном для выполнения второй попытки атаки. Электромеханический механизм взведения позволяет взводить или блокировать взведение боевой части.
При атаке цели оператор может выбрать необходимое направление и угол атаки, максимальная скорость атаки 250 км/ч при пикировании на тSpyXанк, точность менее метра. При атаке пехоты на открытой местности лидар позволяет произвести подрыв осколочной боевой части на нужной высоте над районом цели.
По информации разработчика SpyX находится в производстве и уже продан одному неизвестному покупателю.