Конгресс США продолжит финансирование программы адаптивного авиадвигателя AETP

МОСКВА, 16 июня. /СТАТУС-АРМС/. Председатель комитета по вооруженным силам Палаты представителей Конгресса США Майк Роджерс предложил вариант Закона о национальной обороне, в котором предусматривается выделение 588,4 млн долларов на работы в рамках программы перехода на двигатель с адаптивным рабочим циклом AETP (Adaptive Engine Transition Program). Об этом сообщил еженедельник «Дифенс Ньюс» (Defense News).
Документ был опубликован 12 июня. В тот же день на брифинге для журналистов представитель Конгресса сообщил, что AETP продолжит получать финансирование в интересах программы разработки американского авиационного комплекса шестого поколения NGAD (Next-Generation Air Dominance).
В марте в ходе обсуждения оборонного бюджета на 2024 финансовый год Минобороны США отвергло новый двигатель AETP по причине высокой стоимости его разработки. Ожидалось, что соответствующая программа будет закрыта.
Тогда же Пентагон опубликовал предлагаемый бюджет на 2024 ф.г. без расходов на AETP. Вместо этого финансирование переключилось на программу ECU (Engine Core Upgrade), предусматривающую модернизацию газогенератора существующих турбореактивных двухконтурных двигателей (ТРДД) F135 истребителей пятого поколения F-35, которую предложила компания «Пратт энд Уитни» (Pratt & Whitney). Однако теперь Палата представителей предлагает иную редакцию закона, в которой заложены расходы как на ECU, так и на AETP.
Целью AETP является финансирование исследований, разработок, создания опытных образцов и испытаний нового типа двигателя с улучшенными тягой, мощностью и теплообменом. Силовая установка разрабатывается на конкурентной основе компаниями «Дженерал Электрик Авиэйшн» (General Electric Aviation) и «Пратт энд Уитни».
Двигатель AETP — альтернативный вариант модернизации силовых установок F135 истребителя F-35, которым потребуется больше мощности и высокой эффективности охлаждения по мере того, как истребитель будет получать ключевые обновления в конце этого десятилетия. К тому же F-35 преследовали проблемы с вибрациями в F135, которые привели к ряду аварий.
Как отмечает «Дифенс Ньюс», ВВС США могут быть заинтересованы в установке на свои самолеты F-35A двигателя с адаптивным рабочим циклом. Что касается Корпуса морской пехоты США, эксплуатирующего самолет F-35B с вертикальными взлетом и посадкой, то там к новой силовой установке равнодушны, так как она не совместима с их вариантом истребителя.
Информация о том, что ВВС США работают в направлении создания перспективных авиадвигателей с переменным циклом, у которых появится возможность выбора режима работы, появилась в 2014 году. Такая силовая установка в режиме сверхзвуковой крейсерской скорости может задействовать режим турбореактивного двухконтурного двигателя с высокой степенью двухконтурности.
В случае, когда необходима высокая удельная тяга для достижения максимальной скорости, двигатель, по мнению западных экспертов, переключился бы в турбореактивный режим. Первоначальная программа ВВС США по созданию подобной авиационной силовой установки называлась AETD (Adaptive Engine Technology Development). В свою очередь, AETP, по которой предполагалась разработка авиадвигателя с переменным циклом массой около 18 тонн, была следующей за AETD программой.