Китай применяет в ракетостроении технологии США, полученные обходным путем
МОСКВА, 17 октября. /СТАТУС-АРМС/. Некоторые предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК) Китая, занимающиеся в том числе разработкой гиперзвуковых ракет, приобретают американские технологии при помощи обходных путей. Об этом 17 октября сообщила газета «Вашингтон пост».
Журналисты этой газеты провели расследование, проанализировав свыше 300 сделок с 2019 года по продаже американских технологий организациям, участвующим в реализации гиперзвуковых и ракетных программ Китая. Газета изучила документацию, включая контракты, и поговорила с шестью учеными Китая, которые работают в лабораториях и университетах страны. По их словам, им удалось получить «почти беспрепятственный доступ» к американским технологиям, используемым при разработке и испытании ракет.
Необходимые технологии приобретаются у китайских частных компаний, которые продают их, несмотря на экспортные ограничения США. В качестве примера приводится предназначенное для авиации программное обеспечение, которое позволяет заполнить пробелы в китайских технологиях. «В данном случае американские технологии превосходят наши — мы не можем сделать некоторые вещи без иностранных технологий. Здесь нет такой технической основы», — сказал изданию неназванный китайский ученый, который работает в лаборатории, проводящей испытания гиперзвуковых аппаратов.
Как пишет газета, некоторые из американских компаний, разработками которых якобы пользуются китайские военные, получали гранты от Пентагона, нацеленные на «стимулирование передовых инноваций».
Публикация в «Вашингтон пост» вызывает ряд вопросов, связанных с объективностью так называемого «журналистского расследования», проведенного сотрудниками газеты. Если китайские ученые смогли воспользоваться американскими технологиями в области гиперзвукового оружия и создать такое оружие, то что помешало самим Соединенным Штатам, разработчиком и обладателем таких технологий, опередить Китай и самим создать гиперзвуковое оружие? Может быть проблема заключается не в использовании китайской стороной «обходных путей» в получении критических технологий, а в правильной организации самих исследований в области гиперзвука.
По словам Тонга Чжао (Tong Zhao), сотрудника Центра глобальной политики Карнеги-Цинхуа (Carnegie-Tsinghua Center for Global Policy), «большинство экспертов утверждают, что наиболее важной причиной для приоритетного развития гиперзвуковых технологий в Китае является необходимость противостоять конкретным угрозам безопасности со стороны все более совершенных военных технологий США, включая гиперзвуковое оружие».
В частности, развитие Китаем гиперзвукового оружия по аналогии с Россией отражает обеспокоенность тем, что гиперзвуковое оружие США может позволить Соединенным Штатам нанести упреждающий разрушительный удар по китайскому ядерному арсеналу и поддерживающей инфраструктуре. Развертывание Соединенными Штатами противоракетной обороны может ограничить способность Китая нанести ответный удар по США.
Как отмечают американские эксперты, Китай демонстрирует растущий интерес к российским достижениям в технологии гиперзвукового оружия, проведя летные испытания гиперзвукового летательного аппарата (ГЛА) типа HGV (hypersonic glide vehicle) спустя всего несколько дней после того, как Россия провела собственные испытания.
Кроме того, в отчете за январь 2017 года было отмечено, что более половины открытых китайских документов по гиперзвуковому оружию содержат ссылки на российские оружейные программы. Это может указывать на то, что Китай все чаще рассматривает гиперзвуковое оружие в региональном контексте. В самом деле, некоторые аналитики полагают, что Китай может планировать интеграцию аппаратов HGV, оснащенных неядерными боевыми блоками (ББ), с баллистическими ракетами DF-21 и DF-26 в поддержку стратегии преграждения доступа и блокирования отдельной зоны A2/AD (anti-access/area denial).
Как подчеркивают американские аналитики, Китай еще не принял окончательного решения относительно того, будет ли его гиперзвуковое оружие ядерным, обычным или двойного назначения.
Китай провел ряд успешных испытаний баллистической ракеты средней дальности DF-17, специально предназначенной для запуска аппаратов HGV. По оценкам аналитиков американской разведки, дальность полета ракеты составляет приблизительно от 1600 до 2400 км. Китай также провел испытания МБР DF-41, которая может быть модифицирована для запуска аппарата HGV с обычным или ядерным ББ. Таким образом, как полагают американские эксперты, разработка МБР DF-41 значительно увеличивает ядерную угрозу со стороны китайских ракетных сил для материковой части США.
Китай испытал гиперзвуковой аппарат DF-ZF HGV (ранее имевший обозначение WU-14) как минимум девять раз с 2014 года. Представители министерства обороны США определили дальность полета DF-ZF примерно в 1930 км и заявили, что этот аппарат может выполнять «экстремальные маневры» во время полета. Хотя разведка США этого не подтверждает, некоторые аналитики полагают, что DF-ZF будет введен в эксплуатацию в 2020 году.
Согласно пресс-релизу Китайской академии аэрокосмической аэродинамики CAAA (China Academy of Aerospace Aerodynamics), Китай также успешно испытал в августе 2018 года "Старри Скай-2» (Starry Sky-2), опытный ГЛА с ядерным ББ. В отличие от DF-ZF, "Старри Скай-2» является «волнолетом», который выполняет полет с работающей двигательной установкой после запуска и образует подъемную силу за счет собственных ударных волн. CAAA утверждает, что аппарат достиг скорости, соответствующей числу М=6, и выполнил серию маневров в полете перед посадкой. В некоторых сообщениях указывается, что "Старри Скай-2» может быть готов к эксплуатации к 2025 году.
Институт механики Китая в 2020 году провел успешное наземное испытание гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ГПВРД), который проработал 600 секунд. Об этом было сообщено в заявлении института, которое впоследствии было удалено с его вэб-сайта.
Наличие ГПВРД является ключевой технологией, которая может применяться в качестве силовой установки ракет и летательных аппаратов в гиперзвуковом полете со скоростью, превышающей число М=5.
В Китае существует обширная программа гиперзвуковых летных исследований, в которую вовлечены многие институты и выделяются значительные инвестиции в оборудование, включая аэродинамические трубы (АДТ), способные моделировать условия полета до чисел М=25.
На военном параде, посвященном Национальному дню и состоявшемся в Пекине в октябре 2019 года, Народно-освободительная армия Китая (НОАК) впервые продемонстрировала гиперзвуковую ракету, которая, как сообщается, находится на вооружении. Эта ракета DF-17 представляет собой ГЛА, запускаемый с помощью ракетного двигателя на твердом топливе (РДТТ), который отделяется от полезной нагрузки в апогее траектории. Затем полезная нагрузка возвращается на Землю с гиперзвуковой скоростью, выполняя управляемый планирующий полет по совершенно другой и непредсказуемой траектории по сравнению с траекторией баллистической ракеты.
Дальность полета ГЛА зависит от апогея траектории запуска. Однако альтернативной концепцией является разработка гиперзвуковой крылатой ракеты, которая могла бы достичь больших дальностей при полете с работающей силовой установкой на гиперзвуковом участке полета.
В августе 2018 года Китай провел испытания гиперзвукового летательного аппарата под названием "Синконг-2" (Xingkong-2, "Звездное небо-2"), который стартовал вертикально с помощью РДТТ, после отделения которого был запущен собственный двигатель на скорости, приближающихся к числу М=6.
Согласно сообщению газеты "Чайна Дейли" (China Daily), полёт Xingkong-2 длился 400 секунд. Это означает, что испытание, о котором недавно сообщил Институт механики, потенциально отражает 50-процентное увеличение времени работы ГПВРД.
В дополнение к разработке ГПВРД Китай также работает над гибридными турбопрямоточными двигателями, известными как турбинные двигатели с комбинированным циклом TBCC (turbine-based combined cycle), которые позволят использовать один двигатель как для запуска, так и для гиперзвуковой фазы полета.
Китайский авиационный научно-исследовательский и проектный институт (Chengdu Aircraft Research and Design Institute) в Чэнду объявил в январе 2019 года, что завершил разработку двигателя TBCC и работает над интеграцией планера и двигателя.
В апреле 2018 года газета "Саус Чайна Морнинг Пост" (South China Morning Post) со ссылкой на другое заявление, размещенное на вэб-сайте Института механики, сообщила, что институт совместно с правительством города Хэфэй (Hefei City) строит производственный комплекс для гиперзвуковых двигателей. Дата начала производства двигателей не указана, но они предназначены как для гражданского, так и военного применения. Об этом сообщении Института механики проинформировали несколько китайских СМИ, в том числе портал EastDay.com, который принадлежит нескольким муниципальным корпорациям Шанхая.
Эксперты полагают, что китайское финансирование гиперзвукового оружия превышает российское, и на такие программы, как DF-ZF и Starry Sky-2, было потрачено более 1,5 млрд долларов. Ожидалось, что DF-ZF начнет функционировать к 2020 году, в то время как Starry Sky войдет в строй к 2025 году. Ожидается, что Китай продолжит финансировать гиперзвуковые технологии, поскольку доводит текущие программы к своему завершению.
Китай обладает развитой инфраструктурой для проведения исследований и разработок в области гиперзвукового оружия. Заместитель министра обороны США по исследованиям и разработкам Майкл Гриффин заявил в марте 2018 года, что Китай провел в 20 раз больше гиперзвуковых испытаний, чем Соединенные Штаты. В частности, Китай испытал в сентябре 2018 года три модели гиперзвуковых аппаратов (D18-1S, D18-2S и D18-3S), при этом каждый из этих аппаратов имел различные аэродинамические характеристики.
Аналитики полагают, что эти испытания могли бы быть рассчитаны таким образом, чтобы помочь Китаю разработать оружие, которое совершает полет с переменными скоростями, включая гиперзвуковые скорости. Аналогичным образом, Китай использовал высокоскоростной двигатель Lingyun с числом Маха больше 6 единиц или стенд для испытания ГПВРД для исследования термостойких компонентов и технологий гиперзвуковых крылатых ракет.
По данным еженедельника «Джейнс дифенс уикли», Китай также вкладывает большие средства в гиперзвуковые наземные испытательные установки. В частности, CAAA эксплуатирует гиперзвуковые АДТ FD-02, FD-03 и FD-07, способные обеспечить скорости потока, соответствующие числам М=8, 10 и 12, соответственно. Китай также эксплуатирует гиперзвуковую АДТ JF-12, которая развивает скорости в диапазоне чисел М=5-9, и гиперзвуковую АДТ FD-21, которая развивает скорости от числа М=10 до числа М=15.
Ожидалось, что к 2020 году Китай будет иметь АДТ, способную обеспечить скорость потока, соответствующую числу М=25. Китай, как известно, испытывал гиперзвуковое оружие в Центре запуска спутников Цзюцюань (Jiuquan Satellite Launch Center) и Центре запуска спутников Тайюань (Taiyuan Satellite Launch Center).