Флотилия из кораблей, ННА и НПА может появиться в составе ВМС США в течение 10 лет

МОСКВА, 13 апреля. /СТАТУС-АРМС/. ВМС США планируют, что первая действующая флотилия, состоящая из кораблей с экипажами и необитаемых надводных (ННА) и подводных аппаратов (НПА), появится в их составе в течение ближайших десяти лет. Эта амбициозная и довольно трудная задача, как отметил в своей публикации еженедельник «Дифенс Ньюс» (Defense News), потребует от командования немалых усилий по ускорению разработки и совершенствования соответствующих технологий, а также по обеспечению их надежности.
Что касается воздушной среды, то такая работа уже ведется в рамках программы создания авиационного комплекса шестого поколения NGAD (Next Generation Air Dominance). Она предполагает, в частности, появление новейших палубных истребителей, которые придут на смену состоящим на вооружении F/A-18E/F «Супер Хорнет» (Super Hornet) и будут применяться совместно с беспилотниками боевого сопровождения типа «надежный ведомый» (loyal wingman).
Бюджетные средства на реализацию этой программы ВМС уже выделены. Однако исследований на предмет того, как пилотируемые истребители могут взаимодействовать с крупными беспилотными летательными аппаратами (БЛА), к настоящему времени сделано пока еще очень мало.
В то же время командование ВМС США уверено, что беспилотные технологии в перспективе займут центральное место во всех типах задач, выполняемых флотом.
В апрельском интервью «Дифенс Ньюс» в ходе конференции Лиги ВМС США «Море, воздух, космос» заместитель главы командования военно-морских операций NOC (US Naval Operations Command) вице-адмирал Скотт Кон заявил, что будущее флота заключается в увеличении дальности морских походов, расширении географии морских операций, большей непредсказуемости и эффективности применения сил и средств, а также в более быстром принятии решений. И безэкипажные средства могут способствовать достижению едва ли не всего вышеперечисленного.
По словам вице-адмирала, на начальных этапах применения в реальных операциях крупные БЛА, НПА и ННА скорее всего будут действовать в связке с традиционными, экипажными и пилотируемыми платформами, поскольку ВМС должны научиться доверять данной технологии. Кон сравнил беспилотные системы с «умным» вооружением, которые могут нести истребители.
То же применимо и к беспилотникам, добавил он. «Как нам убедиться в том, что эти платформы — будь то БЛА, ННА или НПА — будут послушно выполнять то, на что они запрограммированы, в сложной оперативной обстановке? Пока у нас нет полного понимания того уровня, насколько они могут или не могут нам подчиняться, они, вероятно, будут сопрягаться с кораблями [или] другими самолетами», — резюмировал Кон.
Глава NOC адмирал Майкл Гилдей вслед за ним высказал похожие мысли, говоря о потенциальном применении безэкипажных кораблей в качестве вспомогательных судов для пополнения запасов подразделений морской пехоты, действующих в Тихом океане.
«Мы действительно видим серьезный потенциал в применении [морских] безэкипажных систем как своеобразных ведомых <…> для поддержки передовых сил. Я имею в виду ту же схему, которая реализуется нами в [программе] NGAD: когда есть пилотируемый [тактический истребитель], и при нем его беспилотные ведомые», — пояснил Гилдей.
Кон, в свою очередь, отметил, что тот путь модернизации флота, которые ВМС представляют себе в настоящий момент, более или менее укладывается в две программы перспективных вооружений FYDP (Future Years Defense Program), каждая из которых рассчитана на пять лет. В рамках первой программы (с 2024 по 2028 ф.г.) силы будут направлять средства на закупку и испытание прототипов безэкипажных морских систем, а в рамках второй (с 2029 по 2033 ф.гг.) смешанные флотилии, состоящие из традиционных кораблей, ННА и НПА, уже станут реальностью.
Это означает, в частности, что командованию ВМС уже сейчас стоит задуматься о модернизации авианосцев, с тем чтобы на них могли базироваться БЛА-заправщики MQ-25A «Стингрей» (Stingray). Эти беспилотники, которые в рамках программы NGAD должны стать частью авиационного комплекса будущего, Кон назвал «первопроходцами» текущего десятилетия.
Что касается ННА и НПА, то ВМС должны подвергнуть более серьезной проверке конструкцию, части и механизмы, а также электронные компоненты опытных образцов таких платформ, чтобы убедиться, что они смогут функционировать без помощи человека в течение недель и даже месяцев. Командованию также следует удостовериться в правильной работе датчиков и технологий, которые обеспечат автономную работу ННА и НПА в сложных условиях, максимально приближенных к реальным.
Кроме того, флоту необходимо создать сети передачи данных, боевые системы и модули полезной нагрузки, которые сделали бы применение данных аппаратов максимально эффективным. О том, какая работа в данный момент ведется по наиболее ключевым программам НПА, разрабатываемым в интересах американских ВМС, представители командования рассказали в ходе прошедшего симпозиума.
Тяжелые и средние НПА. В частности, Гилдей сообщил, что контракт на производство первых тяжелых НПА класса LUSV (Large Unmanned Surface Vehicle) планируется заключить в 2025 ф.г. «[Соответствующее техзадание] в настоящий момент разрабатывается. Оно будет готово в 2023 году, и в принципе оно будет содержать конкретные требования и характеристики для [аппаратов типа] LUSV», — сказал глава NOC.
Вместе с тем, по его словам, ВМС США уже сейчас обращаются к предприятиям, которые занимаются созданием тяжелых НПА, с целью начать технические испытания их изделий на возможность длительной работы без участия человека. Адмирал отметил, что к ним могут приступить уже «в течение двух месяцев», несмотря на то что окончательные требования к данным НПА еще не сформулированы, а подрядчики не определены.
Исполнителя заказа на LUSV также выберут к концу 2025 ф.г., сказал Гилдей. Сразу за этим будет проведена аналогичная процедура по программе НПА среднего класса MUSV (Medium Unmanned Surface Vehicle), в рамках которой на разных стадиях изготовления имеется уже семь различных прототипов.
Гилдей пояснил, что LUSV имеют более приоритетное значение, поскольку именно при их создании планируется окончательно доработать аппаратную начинку НПА и программное обеспечение, отвечающее за их автономную работу.
Согласно текущей задумке, аппараты типа LUSV будут выполнять функцию безэкипажного носителя дополнительных вооружений, которые могли бы применяться в дистанционном режиме с борта обычного надводного корабля или подлодки. Аппараты MUSV, в свою очередь, примут на себя роль разведчиков и будут оснащаться необходимыми для этого датчиками, а также некинетическими типами оружия.
При этом, по замечанию адмирала, помимо работ, предусмотренных регламентом программы LUSV, ВМС предстоит еще параллельно провести ряд экспериментов, связанных с методами реального применения НПА тяжелого и среднего классов. В частности, специалисты флота должны опробовать процедуры дозаправки таких аппаратов в движении, посмотреть, как в дистанционном режиме работают установленные на них вооружения, датчики слежения, комплексы радиоэлектронной, противолодочной борьбы и т. д.
Сверхтяжелый аппарат класса XLUUV. Первый созданный в интересах американских ВМС сверхтяжелый НПА класса XLUUV (Extra Large Unmanned Underwater Vehicle), получивший название «Орка» (Orca), в марте текущего года, спустя несколько лет задержек по данной программе, был спущен на воду для испытаний.
В своем ноябрьском докладе Счетная палата США указала, что «инициатива [по разработке аппарата типа] XLUUV уже превысила свой изначальный бюджет по меньшей мере на 242 млн долларов, или 64%», причем задержка по программе составляет почти три года. «Первый такой аппарат подрядчик изначально планировал передать заказчику к декабрю 2020 года, а все пять — к концу 2022 календарного года, — говорилось в документе. — В настоящее время ВМС и исполнитель контракта занимаются пересмотром сроков поставок, однако обе стороны ожидают, что все пять заказанных аппаратов будут переданы [ВМС] с февраля по июнь 2024 года».
Капитан Скот Сирлес, представитель управления Пентагона по программам безэкипажных средств и малоразмерных боевых платформ U&SC (Unmanned & Small Combatants), отвечающий за морские необитаемые системы, признал, что участникам программы «единственной в своем роде» 85-тонной дизель-электрической безэкипажной субмарины действительно потребовалось слишком много времени на преодоление всех технологических и производственных трудностей, возникших на их пути.
По его словам, часть из них уже разрешена. Однако некоторые проблемы с производственной базой и цепочками поставок все еще имеют место.
Первый образец НПА «Орка», получивший условное обозначение XLE-0, служит в качестве плавучей лаборатории. Как отметил Сирлес, результаты проверок аппарата, проведенных с момента его спуска на воду в прошлом месяце, позитивные. Однако испытания все еще находятся на начальной стадии.
Назначение этого тестового НПА — обнаружить и как можно быстрее устранить все имеющиеся недостатки платформы, а также дать возможность изготовителю НПА, корпорации «Боинг» (Boeing), внести соответствующие изменения в пять аппаратов «Орка», которые находятся в сборке.
Как подчеркнул представитель U&SC, сейчас в распоряжении «Боинг» около 90% всех материалов и комплектующих, необходимых для производства пяти НПА «Орка». Поставка оставшихся 10% задерживается из-за проблем с цепочками поставок. Сирлес уточнил, что в совокупности срок задержки по этой причине «составляет около 12 недель».
Несмотря на все это командование ВМС по-прежнему надеется принять аппараты типа XLUUV на вооружение к 2026 финансовому году.
«Снейкхед». Судьба еще одного американского тяжелого НПА, «Снейкхед» (Snakehead), менее оптимистична. Программа по разработке этой платформы в текущем финансовом году оказалась на грани отмены, поскольку ВМС не запросили на нее средств из бюджета, а Конгресс их не выделил.
По словам Сирлеса, изначально предполагалось, что аппараты «Снейкхед» будут размещаться на борту модернизированных подводных лодок класса «Вирджиния» версии «блок-5» (Virginia Block V). Их планировалось оснастить специальными съемными модулями, позволяющими спускать крупные НПА на воду и забирать их обратно на борт. Впоследствии проект данного модуля изменили, убрав данный функционал, поэтому НПА «Снейкхед» стали не нужны.
Реализовать идею с применением таких аппаратов ВМС могут теперь лишь при проектировании и строительстве ударной субмарины следующего поколения SSN(X) начиная с 2030 года. Поэтому на данный момент командование отказалось от планов продолжения работ над НПА «Снейкхед».
При этом члены комитетов по делам вооруженных сил Конгресса и Сената США уверены, что подобной тяжелой безэкипажной платформе все же есть место на флоте. В связи с этим ВМС рекомендовали поставить программу «Снейкхед» на паузу, но не закрывать окончательно.
Более того, в пояснительной записке к Закону о национальной обороне на 2023 ф.г. парламентарии поручили командованию ВМС США провести анализ НПА тяжелого класса, уже имеющихся на рынке, и провести серию экспериментов с целью выявить те из них, которые бы максимально соответствовали заявленным характеристикам и которые можно было бы развернуть на вооружении в нужном количестве в срок не позднее 2024 ф.г.
Таким образом, по мнению Сирлеса, «Снейкхед» обретает своего рода вторую жизнь. ВМС в настоящее время используют остатки финансовых средств за прошлый финансовый год для завершения ряда экспериментов с текущим аппаратом, а в свой бюджетный запрос на следующий период командование включило около 7 млн долларов расходов на продолжение работы по данной инициативе.
Как указал Сирлес, если Конгресс выделит средства, ВМС намерены начать испытывать этот НПА на большей глубине погружения. До этого его проверяли лишь на мелководье.
Исследование коммерческого рынка, порученное флоту Конгрессом, уже идет полным ходом. Как только командование получит полное представление об ассортименте предлагаемых сегодня тяжелых НПА, будут определены дальнейшие пути развития программы.